1

Тема: Ответы ВсОШ олимпиада обществознание 6 7 8 9 10 11 класс Башкортостан

Получить ответы на все задания можно по ссылке: https://t.me/olimpiada_otvety

Олимпиада ВсОШ обществознание 5-6 класс
1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с тем, что данное утверждение верно,
напишите «да», если считаете, что утверждение ошибочно, напишите
«нет». Внесите свои ответы в таблицу.
1.1. В монархии правитель занимает свой пост пожизненно и передаёт
власть по наследству.
1.2. Главный закон государства, определяющий основы его строя и права
граждан, называется Уголовным кодексом.
1.3. Можно сказать, что каждый человек в той или иной мере занимается
трудом.
1.4. Гиппократ учил, что здоровье зависит от равновесия различных
жидкостей в организме.
1.5. Каждый имеет право на образование.
1.6. Флаг, герб, гимн - государственные символы России.
1.7. Необходимость экономического выбора возникает из-за
ограниченности ресурсов при безграничности потребностей.
1.8. В процессе экономической деятельности выделяют 4 стадии -
производство, распределение, накопление и потребление.
1.9. В исторической перспективе самая распространенная форма правления
– демократия.
1.10. Сегодня рабство как форма организации принудительного труда
полностью исчезла.
Скачать ответы

2. Понятийные ряды. Выберите лишнее понятие и определите, почему оно
является лишним.
2.1. Выберите лишнее понятие и определите, почему оно является
лишним.
Массовая, высокая, восточная, прикладная, современная
2.2. Выберите лишнее понятие.
Мысль, Сон, Размышление, Понимание, Умозаключение, Анализ
3. Экономическая задача. Прочитайте условия задачи и запишите своё
решение на поставленный вопрос.
В волшебном зоопарке «Радужные крылья» за год родилось 15 000
попугайчиков. Среди них 750 ярко-красных ара, 450 говорящих какаду и 900
умных жако. Какой суммарный процент всех попугаев составляют эти три
породы вместе?
4. Правовая задача. Прочитайте ситуацию и выберите верный ответ к
заданному вопросу.
Права и обязанности. Каждый человек обладает правами и несет
обязанности. Права и свободы человека в России закреплены во второй главе
Конституции РФ под названием «Права и свободы человека и гражданина»,
помимо прочего в этой главе отражены и некоторые обязанности. Эти нормы
очень важны, потому что они защищают нас от несправедливости и
помогают жить в мире и согласии. Если бы их не было, каждый мог бы
делать все, что захочет, и это привело бы к беспорядку.
Перед вами представлены изображения, иллюстрирующие конституционные
права и обязанности, ваша задача - распределить их по двум группам:
“права” и “обязанности”.
А. Б.
В. Г.
Д. Е.
Скачать ответы

5. Социологическая задача. Укажите на социологическое понятие, которое
иллюстрируется приведённой ситуацией.
А. Б.
В. Г.
5.1 Каким общим понятием объединены все представленные изображения?
5.2 Какую разновидность названного выше понятия иллюстрирует
изображение A?
5.3 Какую разновидность названного выше понятия иллюстрирует
изображение Г?
5.4 Одно из изображений – лишнее. Укажите его. Напишите почему.
6. Логическая задача. Прочтите задание и ответьте на вопросы.
Сократ отрицал неверность утверждения о том, что незнание истины не
может быть источником мудрости.
За что выступал Сократ, согласно данной фразе?
Скачать ответы

6.1 За то, что незнание истины может быть источником мудрости
6.2 Против того, что незнание истины может быть источником мудрости
7. Картографическое задание. Рассмотрите карту и ответьте на вопросы.
7.1 Мировое распределение, какого социально-демографического
показателя изображено на карте?
7.2 Как вы думаете, в среднем увеличение этого показателя в XX-XXI
веках приводило к улучшению благосостояния государства?
Поясните свой ответ.
8. Политологическая задача. Прочтите текст и впишите верное понятие.
В демократическом государстве важнейшим способом формирования власти
являются ________________. Это процесс, во время которого граждане,
достигшие определённого возраста, голосуют за того или иного кандидата или
политическую партию. Таким образом, именно народ решает, кто будет
представлять его интересы в органах власти.
Желаем успехов!

Получить ответы на все задания можно по ссылке: https://t.me/olimpiada_otvety

Олимпиада ВсОШ обществознание 7-8 класс
1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с тем, что данное утверждение
верно, напишите «да», если считаете, что утверждение ошибочно,
напишите «нет». Внесите свои ответы в таблицу.
1.1 Если в государстве существует разделение властей на законодательную,
исполнительную и судебную, то это гарантирует, что в стране
отсутствует коррупция.
1.2 Политическая партия, находящаяся в оппозиции, не может иметь своих
представителей в парламенте.
1.3 Культура развивается только в аспекте времени
1.4 Фалес считал, что вода — это основа всего живого
1.5 Англо-Саксонская правовая семья предполагает наличие такого
источника права, как судебный прецедент.
1.6 Судебный прецедент официально признается, как источник права в РФ.
1.7 Золото является важным финансовым ресурсом и средством сбережения.
1.8 Изменение учетной ставки относится к денежному-кредитному методу
регулирования экономики.
1.9 Современные демократии наследуют скорее Римскому, а не Афинскому
способу управления государством.
1.10 Французская революция 1789 года сразу установила демократическую
республику
2. Понятийные ряды.
2.1 Найдите лишнее понятие и определите, почему оно является
лишним.
Скачать ответы

Фотография, кинематограф, цифровая графика, живопись.
2.2 Найдите лишнее понятие.
Истина, Мнение, Ложь, Знание, Справедливость, Убеждение
3. Экономическая задача. Прочитайте условия задачи и запишите
своё решение на поставленный вопрос.
В кофейне «Зёрнышко» работало 6 бариста. Их средняя зарплата была 30
тысяч рублей. Владелец решил поощрить трёх лучших сотрудников и
дополнительно выделил на это 90 тысяч рублей.
Сколько тысяч рублей составила средняя зарплата в кофейне после
повышения? Ответ дайте в тысячах рублей, в ответ запишите число.
4. Правовая задача. Прочитайте ситуацию и выберите верный
вариант ответа.
Два брата - Сократ 13 лет и Диоген 14 лет хотели сделать своей подруге
Марии незабываемый подарок на день рождения. Они разбили свою копилку
и поняли, что за год смогли накопить всего 800 рублей. Молодые люди
договорились не тратить деньги, и решились на страшное - украсть букет
цветов из ближайшего магазина. Так. С утра братья отправились в цветочный
магазин “Полис”. Пока Сократ отвлекал флориста, Диоген украл букет, с
витрины, из пионовидных роз, стоимостью 9 000 рублей. Дома ребят уже
ждала полиция.
Скачать ответы

4.1 Как квалифицировать деяние, совершенное подростками?
А. Разбой.
Б. Грабеж.
В. Кража.
4.2 Будет ли Сократ привлечен к уголовной ответственности?
А. Да, т.к. он достиг необходимого возраста.
Б. Нет, т.к. в данной ситуации он пособник, а не исполнитель.
В. Нет, т.к. он не достиг необходимого возраста.
4.3 Будет ли Диоген привлечён к уголовную ответственность?
А. Да, т.к. он достиг необходимого возраста.
Б. Нет, т.к. сумма ущерба недостаточна для возбуждения уголовного
дела.
В. Да, т.к. именно он украл букет из магазина, а не его брат.
5. Социологическая задача. Прочитайте текст, назовите
зашифрованное понятие.
В ранних работах по изучению X можно проследить понимание X как
устойчивого шаблона восприятия того или иного социального объекта,
обычно определяющее отношение к объекту. Во-первых, Х проще
действительной реальности. Во-вторых, индивид перенимает X в ходе
взаимодействий с другими людьми и СМИ – не из личного опыта, а из
опосредованного, то есть в ходе социализации. В-третьих, X разделяют
мир на категории «хорошего» и «плохого», а индивид знакомится с
окружающей его действительностью уже через призму стереотипов.
Интернет предоставил платформу для самовыражения, но
также стал местом, где легко распространяются X. С помощью таких
онлайн-ресурсов, как блоги, форумы, социальные сети, пользователи
могут делиться своим мнением, которое могут считать истиной без
достаточных на то оснований. Эти мнения могут стремительно набирать
популярность, формируя образы, то есть X, которые становятся частью
коллективного мышления, несмотря на отсутствие доказательной базы
своей истинности
Скачать ответы

6. Философская задача. Прочтите задание и ответьте на вопросы.
Учитель мой утверждал, что существуют особые, самостоятельные Идеи —
как бы образцы всех вещей, которые мы видим вокруг. Но я заметил, что это
учение не избавляет нас от трудностей, а умножает их. Если вещи
существуют и в мире Идей, и в мире чувственном, то зачем нужны эти два
мира? Ведь Идеи должны объяснять природу вещей, а получается, что они
лишь удваивают бытие. Более того, если есть Идея Человека или Лошади, то
возникает вопрос: что связывает Идею с конкретным человеком или
конкретной лошадью? Нужно было бы постулировать ещё одну Идею —
Идею связи, и так до бесконечности. Поэтому я утверждаю: истина
заключается не в отделённых Идеях, а в формах, которые заключены в самих
вещах.
6.1 Кому принадлежат данные слова, и кто их записал? Выберите один
вариант ответа:
А) Принадлежат Платону, записал сам Платон.
Б) Принадлежат Аристотелю, записал сам Аристотель.
В) Принадлежат Сократу, записал Ксенофонт.
Г) Принадлежат Августину, записал Фома Аквинский.
6.2 За что автор данных слов критикует учение Платона? Выберите один
вариант ответа:
А) За то, что оно слишком материалистично.
Б) За то, что оно удваивает бытие и не объясняет связь между Идеями и
вещами.
В) За то, что оно отвергает бессмертие души.
Г) За то, что оно игнорирует значение опыта и чувств.
Скачать ответы

6.3 Что являлось чрезвычайно важным для автора данных слов? Выберите
один вариант ответа:
А) Стремление объяснить сущность вещей через их внутреннюю форму
Б) Стремление доказать существование двух миров
В) Стремление утвердить власть философа-царя
Г) Стремление показать превосходство искусства над наукой
7. Политологическая задача. Прочитайте текст. Какое слово (понятие)
должно стоять на месте пропуска?
Россия является государством, состоящим из множества субъектов:
республик, краёв, областей. Такая форма территориально-государственного
устройства, при которой части страны имеют свои собственные законы и
органы власти, но при этом подчиняются единой центральной власти и
общей Конституции, называется ________________.
8. Задание на карту. Рассмотрите представленное изображение и
ответьте на вопросы.
Скачать ответы

8.1 Члены какого политико-экономического объединения государств
представлены на карте?
8.2 Назовите 4 государства-основателя этого объединения и десятилетие
его появление.
Желаем успехов!

Получить ответы на все задания можно по ссылке: https://t.me/olimpiada_otvety


Олимпиада ВсОШ обществознание 9-11 класс

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Максимально возможное количество баллов за работу – 44 балла.
1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с тем, что данное утверждение верно,
напишите «да», если считаете, что утверждение ошибочно, напишите
«нет». Внесите свои ответы в таблицу.
1.1 Политическая идеология консерватизма в её классическом виде отрицает
любые изменения в общественной жизни и выступает за полное сохранение
существующего порядка без каких-либо исключений.
1.2 В политической системе, построенной по принципам прямой демократии,
профессиональные политики-управленцы становятся не нужны.
1.3 В современности главным источником социализации детей и подростков
является исключительно Интернет
1.4 Гиппократ учил, что здоровье зависит от равновесия различных жидкостей
в организме
1.5 В соответствии с естественно-правовым типом правопонимания, каждый
человек от рождения наделен неотъемлемыми правами
1.6 Возврат товаров заказанных на онлайн площадках надлежащего качества
возможен в течение 14 дней.
1.7 Третья волна демократизации согласно концепции Хантингтона
происходила в 90-е годы XX века и связана с распадом СССР.
1.8 Япония и Германия – примеры стран проводивших свою индустриализацию
во время второй волны промышленной революции.
1.9 Облигации и фьючерсы являются долговыми ценными бумагами.
1.10 Значение ключевой ставки Центрального Банка России на текущий
момент составляет 18%
Скачать ответы

2. Понятийные ряды. Найдите лишнее понятие и определите, почему оно
является лишним:
2.1 Песня “Gangnam Style”, игрушка “Лабубу”, кинофраншиза “Гарри Поттер”,
кукла и франшиза “Барби”, телесериал “Кухня”
2.2 Эмпиризм, Рационализм, Сенсуализм, Экзистенциализм, Стоицизм,
Футуризм
3. Экономическая задача. Прочитайте условия задачи и запишите своё
решение на поставленный вопрос.
Шеф-повар Виктор Баранов зашёл в оптовый магазин «Фриттата», чтобы
купить трюфели и устрицы для нового меню. Он купил 25 трюфелей весом по
40 граммов каждый, а также 15 устриц. Так как Виктор постоянный клиент, ему
предложили на выбор одну из трёх акций: Скидка 12% на всю покупку, скидка
18% на трюфели, или скидка 28% на устрицы. Известно, что килограмм
трюфелей стоит 5000 рублей, а одна устрица — 200 рублей. Сколько рублей
сэкономит Виктор, если выберет лучший для себя вариант?
Скачать ответы

4. Правовая задача. Прочитайте ситуацию и выберите верный ответ к
заданному вопросу.
Мария Павловна, будучи в Таиланде, прикупила экзотические фрукты, среди
которых было манго. Вернувшись в Уфу, она все никак не могла забыть вкус
фрукта, поэтому обратилась к местному оптовому поставщику и заказала у него
“Манго в точь-точь как в Таиланде”, продавец гарантировал, что он продаст ей
идентичное, требуемому, манго. Но когда Мария получила партию и
попробовала, девушку ждало разочарование, манго которое ей прислали, было
совершенно не похоже на то, что она пробовала. И страной, в которой оно
выращено, был Египет. Мария Павловна потребовала вернуть деньги,
сославшись на то, что товар был ненадлежащего качества.
4.1 Может ли манго, в данной ситуации, являться товаром надлежащего
качества?
А. Да, т.к. продавец обязан передать потребителю товар, который
соответствует описанию
Б. Нет, т.к. продавец передал необходимый товар - манго, а его особенности не
играют роли
В. Да, фрукт является надлежащего качества только если он имеет сертификат
соответствия международным стандартам.
4.2 Сможет ли Мария совершить возврат средств?
А. Да, т.к. товар ненадлежащего качества
Скачать ответы

Б. Да, если сохранился чек или иные документы подтверждающие перевод
средств
В. Нет, т.к. возврат возможен если манго было испорчено
5. Социологическая задача. Укажите на социологическое понятие, которое
иллюстрируется приведённой ситуацией.
Культурная модель X, основанная на стабильности и четко определенного
процесса X, теперь структурно недостижима. Традиционные маркеры X, такие
как брак, покупка дома, построение карьеры и другие, становятся
труднодоступными, X превращается в длительный, эмоционально насыщенный
процесс поиска счастья, самореализации и смысла. Вектор X российской
молодежи сближается с глобальным трендом: процесс X перестает
укладываться в систему ритуалов и жестких схем, доминировавших в
советский период; происходят процессы индивидуализации, ориентации на
карьеру и самореализацию, откладывания брака на поздний срок; на первый
план выходят субъективные маркеры X. Таким образом, Х становится
индивидуализированным проектом формирования идентичности.
Отметьте все ВЕРНЫЕ суждения о названном Вами выше понятии.
5.1 Каждый сталкивается с Х в своей жизни.
5.2 Х всегда несет за собой негативные последствия.
Скачать ответы

5.3 За всю историю общества примеров X, связанных с мужчинами, не было.
5.4 Одним из маркеров Х в современной России может считаться физическая
сепарация от родителей.
6. Философская задача. Прочтите задание и ответьте на вопросы.
Для достижения истинного знания необходимо подвергать сомнению всё, что
может быть подвергнуто сомнению. Только после радикального сомнения
удается выявить фундаментальные истины, которые невозможно отрицать.
Разум рассматривается как главный инструмент познания, а чувства часто
обманывают и вводят в заблуждение. Одновременное внимание к логике и
точности позволяет создавать более надёжные и систематизированные знания.
6.1 Кто мог быть автором этих идей?
А) Рене Декарт
Б) Иммануил Кант
В) Фрэнсис Бэкон
Г) Георг Лейбниц
Скачать ответы

6.2 Какой философской концепцией руководствовался автор при поиске
достоверного знания?
А) Рационализм
Б) Эмпиризм
В) Скептицизм
Г) Стоицизм
6.3 Почему, по мнению автора, важно подвергать сомнению всё, что может
быть сомнительным?
А) Чтобы выявить фундаментальные истины, которые невозможно отрицать
Б) Чтобы доказать, что все знания ненадёжны
В) Чтобы убедить людей в силе религии
Г) Чтобы показать, что разум не способен к познанию
7. Картографическое задание.
Рассмотрите карту, прочитайте краткий текст и ответьте на вопросы.
Чтобы лучше понять, что это за показатель обратите особое внимание на его
значения в странах Персидского залива и США. Также чрезмерное
увеличение этого показателя последние годы в странах Европы приводит к
увеличению популярности «таких» партий и увеличению количества
вызовов для «государства всеобщего благосостояния.
7.1 Распределение, какого показателя отражено на карте?
Скачать ответы

7.2 Какое прилагательное было заменено в тексте?
7.3 Также объясните, почему именно эти партии получают всю большую
популярность из-за изменения этого показателя?
8. Политологическая задача. Прочитайте текст. Какое слово (понятие)
должно стоять на месте пропуска?
В политической науке под ________________ понимается способность
государства самостоятельно проводить внутреннюю и внешнюю политику,
независимо от других стран или международных организаций. Это ключевой
признак государства, непосредственно связанный с его суверенитетом, и он
часто противопоставляется ситуации, когда решения навязываются извне
9. Анализ текста. Прочтите текст и ответьте на тестовые вопросы. Обратите
внимание, что правильных ответов МОЖЕТ БЫТЬ НЕСКОЛЬКО:
Феномен кампании по ликвидации неграмотности (ликбез) в раннем СССР
представляет собой классический пример того, как просветительская по своей
сути задача была полностью подчинена целям политического конструирования
новой реальности. Если для просветителей XVIII-XIX веков грамотность была
инструментом освобождения личности, то для большевистской власти она
стала механизмом тотальной мобилизации и контроля. Партия осознавала, что
для создания нового, социалистического общества необходимо не просто
научить население читать, но и кардинально переформатировать его картину
мира, вытеснив традиционные, религиозные и «буржуазные» ценности. Таким
образом, ликбез стал не предпосылкой, а составной частью культурной
революции, направленной на утверждение монополии марксизма-ленинизма во
всех сферах сознания.
Политическая подоплёка кампании была очевидна с самого начала. Созданная в
1920 году Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации
безграмотности (ВЧК л/б), уже своим названием отсылавшая к карательному
органу (ВЧК), сигнализировала о чрезвычайном, мобилизационном характере
мероприятий. Методы работы комиссии сочетали принуждение и пропаганду.
С одной стороны, обучение было обязательным для военнослужащих, рабочих
государственных предприятий и членов профсоюзов под угрозой
административных взысканий. С другой — использовался мощный
идеологический аппарат: буквари и учебники строились не на абстрактных
примерах, а на лозунгах («Труд — основа мира», «Союз рабочих и крестьян
победит капитал»), биографиях революционных деятелей и критике
«эксплуататорских классов». Грамота становилась ключом к пониманию
единственно верного учения, а не средством для свободного поиска
информации.
Наиболее сложной задачей оказалась работа с крестьянством, которое
составляло свыше 80% населения и жило в парадигме патриархального,
циклического времени, чуждого линейному, прогрессистскому пафосу
большевиков. Крестьянин, как отмечали многие агрономы и учителя того
времени, был «прагматичным неучем»: он был готов признать пользу грамоты
только в том случае, если она приносила непосредственную выгоду —
помогала разобраться с инструкцией к сельхозмашине или защищала от обмана
при подсчёте налогов. Агитация же, призывавшая читать газеты о мировой
революции, часто вызывала отторжение. В донесениях с мест сообщалось, что
крестьяне на занятиях ликбеза могли демонстративно заниматься своими
делами или задавать неудобные вопросы: «А зачем мне читать про Ленина,
если моя корова дохнет от бескормицы?».
Несмотря на все трудности, к середине 1930-х годов кампания добилась
значительных количественных успехов. Уровень грамотности населения резко
вырос. Однако качественные последствия оказались противоречивыми. С одной
стороны, грамотность действительно стала мощным социальным лифтом,
позволившим выходцам из низов («выдвиженцам») занять места в партийном и
государственном аппарате, сменив старую интеллигенцию. С другой — была
создана не просвещённая, критически мыслящая личность, а «советский
человек», чьё мировоззрение было ограничено рамками официозной идеологии.
Умение читать использовалось не для знакомства с многообразием культурных
кодов, а для поглощения тщательно отфильтрованной информации,
производимой государством.
Таким образом, исторический парадокс ликбеза заключается в том, что, решив
задачу просвещения миллионов, он одновременно стал инструментом их
идеологической унификации. Борьба с неграмотностью обернулась борьбой с
альтернативными формами сознания, а грамота, бывшая в теории символом
свободы, на практике обернулась новой формой зависимости от единственного
разрешённого источника истины — партийного слова. Этот опыт
демонстрирует амбивалентность любых масштабных социальных проектов: их
результаты редко бывают однозначно позитивными или негативными, а
прогресс в одной области часто оплачивается регрессом в другой.
Вопросы к тексту:
Скачать ответы

9.1 Выберите, что является основной мыслью данного текста?
А. Кампания ликбеза была успешным просветительским проектом, который
позволил СССР догнать развитые страны по уровню образования населения.
Б. Историческое значение ликбеза заключается в его амбивалентности: будучи
формально прогрессивным, он стал инструментом идеологического контроля и
формирования ограниченного советского сознания.
В. Главной причиной сопротивления крестьянства кампании ликбеза была его
врождённая консервативность и неприятие любого новшества.
Г. Большевики совершили ошибку, использовав для ликбеза методы
принуждения, так как это вызвало широкое недовольство в обществе.
9.2 Какой обществоведческий термин наиболее точно характеризует
процесс, описанный в фразе: «…кардинально переформатировать
его картину мира, вытеснив традиционные, религиозные и
«буржуазные» ценности»?
А. Социальная стратификация;
Б. Политическая модернизация;
В. Идеологическая индоктринация;
Г. Правовая социализация;
Д. Культурная диффузия.
9.3 Согласно тексту, почему работа по ликбезу с крестьянством была
наиболее сложной?
А. Крестьяне в своей массе были неспособны к обучению из-за низкого уровня
развития.
Б. Крестьянское мировоззрение, основанное на прагматизме и цикличности,
противоречило целям и методам идеологической кампании.
В. Государство не выделяло достаточных ресурсов на образование в деревне,
концентрируясь на рабочих.
Г. Среди крестьян была сильна влияние эсеров, которые вели контрпропаганду
против ликбеза.
9.4 В чём, по мнению автора, заключается «исторический парадокс
ликбеза»?
А. Чем больше людей становились грамотными, тем сильнее снижался общий
культурный уровень страны.
Б. Орудие просвещения (грамота) было использовано для ограничения свободы
сознания и унификации мировоззрения.
В. Крестьяне, сопротивлявшиеся ликбезу, в итоге получили от него
максимальную выгоду.
Г. Проект, начатый с революционным энтузиазмом, очень скоро выродился в
бюрократическую рутину.
Скачать ответы

9.5 Какие из перечисленных ниже утверждений НАПРЯМУЮ
вытекают из содержания текста?
А. Большевики рассматривали традиционную религиозность как угрозу
строительству нового общества.
Б. Кампания ликбеза не достигла своих количественных показателей из-за
саботажа на местах.
В. Создание «советского человека» было осознанной и одной из ключевых
целей политики партии в сфере культуры.
Г. Сравнение ВЧК л/б с карательным органом проводилось современниками
для дискредитации её деятельности.
Желаем успехов!

Анлзуриловна Альфия??? Залуперна  МБОУ лицей №28