Тема: 24.09.2025 Обществознание 9,10,11 класс ответы Башкортостан

Ответы на вопросы олимпиады на 24 сентября 2025 г. ВОШ Обществознание 9-10-11 класс башкортостан
школьный этап
Скачать можно - https://t.me/addlist/gh5HmQ2niQZiNGFi
Скачать можно - https://t.me/addlist/gh5HmQ2niQZiNGFi

Олимпиада ВсОШ обществознание 9-11 класс
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Максимально возможное количество баллов за работу – 44 балла.
1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с тем, что данное утверждение верно,
напишите «да», если считаете, что утверждение ошибочно, напишите
«нет». Внесите свои ответы в таблицу.
1.1 Политическая идеология консерватизма в её классическом виде отрицает
любые изменения в общественной жизни и выступает за полное сохранение
существующего порядка без каких-либо исключений.
1.2 В политической системе, построенной по принципам прямой демократии,
профессиональные политики-управленцы становятся не нужны.
1.3 В современности главным источником социализации детей и подростков
является исключительно Интернет
1.4 Гиппократ учил, что здоровье зависит от равновесия различных жидкостей
в организме
1.5 В соответствии с естественно-правовым типом правопонимания, каждый
человек от рождения наделен неотъемлемыми правами
1.6 Возврат товаров заказанных на онлайн площадках надлежащего качества
возможен в течение 14 дней.
1.7 Третья волна демократизации согласно концепции Хантингтона
происходила в 90-е годы XX века и связана с распадом СССР.
1.8 Япония и Германия – примеры стран проводивших свою индустриализацию
во время второй волны промышленной революции.
1.9 Облигации и фьючерсы являются долговыми ценными бумагами.
1.10 Значение ключевой ставки Центрального Банка России на текущий
момент составляет 18%
Скачать ответы

2. Понятийные ряды. Найдите лишнее понятие и определите, почему оно
является лишним:
2.1 Песня “Gangnam Style”, игрушка “Лабубу”, кинофраншиза “Гарри Поттер”,
кукла и франшиза “Барби”, телесериал “Кухня”
2.2 Эмпиризм, Рационализм, Сенсуализм, Экзистенциализм, Стоицизм,
Футуризм
3. Экономическая задача. Прочитайте условия задачи и запишите своё
решение на поставленный вопрос.
Шеф-повар Виктор Баранов зашёл в оптовый магазин «Фриттата», чтобы
купить трюфели и устрицы для нового меню. Он купил 25 трюфелей весом по
40 граммов каждый, а также 15 устриц. Так как Виктор постоянный клиент, ему
предложили на выбор одну из трёх акций: Скидка 12% на всю покупку, скидка
18% на трюфели, или скидка 28% на устрицы. Известно, что килограмм
трюфелей стоит 5000 рублей, а одна устрица — 200 рублей. Сколько рублей
сэкономит Виктор, если выберет лучший для себя вариант?
Скачать ответы

4. Правовая задача. Прочитайте ситуацию и выберите верный ответ к
заданному вопросу.
Мария Павловна, будучи в Таиланде, прикупила экзотические фрукты, среди
которых было манго. Вернувшись в Уфу, она все никак не могла забыть вкус
фрукта, поэтому обратилась к местному оптовому поставщику и заказала у него
“Манго в точь-точь как в Таиланде”, продавец гарантировал, что он продаст ей
идентичное, требуемому, манго. Но когда Мария получила партию и
попробовала, девушку ждало разочарование, манго которое ей прислали, было
совершенно не похоже на то, что она пробовала. И страной, в которой оно
выращено, был Египет. Мария Павловна потребовала вернуть деньги,
сославшись на то, что товар был ненадлежащего качества.
4.1 Может ли манго, в данной ситуации, являться товаром надлежащего
качества?
А. Да, т.к. продавец обязан передать потребителю товар, который
соответствует описанию
Б. Нет, т.к. продавец передал необходимый товар - манго, а его особенности не
играют роли
В. Да, фрукт является надлежащего качества только если он имеет сертификат
соответствия международным стандартам.
4.2 Сможет ли Мария совершить возврат средств?
А. Да, т.к. товар ненадлежащего качества
Скачать ответы

Б. Да, если сохранился чек или иные документы подтверждающие перевод
средств
В. Нет, т.к. возврат возможен если манго было испорчено
5. Социологическая задача. Укажите на социологическое понятие, которое
иллюстрируется приведённой ситуацией.
Культурная модель X, основанная на стабильности и четко определенного
процесса X, теперь структурно недостижима. Традиционные маркеры X, такие
как брак, покупка дома, построение карьеры и другие, становятся
труднодоступными, X превращается в длительный, эмоционально насыщенный
процесс поиска счастья, самореализации и смысла. Вектор X российской
молодежи сближается с глобальным трендом: процесс X перестает
укладываться в систему ритуалов и жестких схем, доминировавших в
советский период; происходят процессы индивидуализации, ориентации на
карьеру и самореализацию, откладывания брака на поздний срок; на первый
план выходят субъективные маркеры X. Таким образом, Х становится
индивидуализированным проектом формирования идентичности.
Отметьте все ВЕРНЫЕ суждения о названном Вами выше понятии.
5.1 Каждый сталкивается с Х в своей жизни.
5.2 Х всегда несет за собой негативные последствия.
Скачать ответы

5.3 За всю историю общества примеров X, связанных с мужчинами, не было.
5.4 Одним из маркеров Х в современной России может считаться физическая
сепарация от родителей.
6. Философская задача. Прочтите задание и ответьте на вопросы.
Для достижения истинного знания необходимо подвергать сомнению всё, что
может быть подвергнуто сомнению. Только после радикального сомнения
удается выявить фундаментальные истины, которые невозможно отрицать.
Разум рассматривается как главный инструмент познания, а чувства часто
обманывают и вводят в заблуждение. Одновременное внимание к логике и
точности позволяет создавать более надёжные и систематизированные знания.
6.1 Кто мог быть автором этих идей?
А) Рене Декарт
Б) Иммануил Кант
В) Фрэнсис Бэкон
Г) Георг Лейбниц
Скачать ответы

6.2 Какой философской концепцией руководствовался автор при поиске
достоверного знания?
А) Рационализм
Б) Эмпиризм
В) Скептицизм
Г) Стоицизм
6.3 Почему, по мнению автора, важно подвергать сомнению всё, что может
быть сомнительным?
А) Чтобы выявить фундаментальные истины, которые невозможно отрицать
Б) Чтобы доказать, что все знания ненадёжны
В) Чтобы убедить людей в силе религии
Г) Чтобы показать, что разум не способен к познанию
7. Картографическое задание.
Рассмотрите карту, прочитайте краткий текст и ответьте на вопросы.
Чтобы лучше понять, что это за показатель обратите особое внимание на его
значения в странах Персидского залива и США. Также чрезмерное
увеличение этого показателя последние годы в странах Европы приводит к
увеличению популярности «таких» партий и увеличению количества
вызовов для «государства всеобщего благосостояния.
7.1 Распределение, какого показателя отражено на карте?
Скачать ответы

7.2 Какое прилагательное было заменено в тексте?
7.3 Также объясните, почему именно эти партии получают всю большую
популярность из-за изменения этого показателя?
8. Политологическая задача. Прочитайте текст. Какое слово (понятие)
должно стоять на месте пропуска?
В политической науке под ________________ понимается способность
государства самостоятельно проводить внутреннюю и внешнюю политику,
независимо от других стран или международных организаций. Это ключевой
признак государства, непосредственно связанный с его суверенитетом, и он
часто противопоставляется ситуации, когда решения навязываются извне
9. Анализ текста. Прочтите текст и ответьте на тестовые вопросы. Обратите
внимание, что правильных ответов МОЖЕТ БЫТЬ НЕСКОЛЬКО:
Феномен кампании по ликвидации неграмотности (ликбез) в раннем СССР
представляет собой классический пример того, как просветительская по своей
сути задача была полностью подчинена целям политического конструирования
новой реальности. Если для просветителей XVIII-XIX веков грамотность была
инструментом освобождения личности, то для большевистской власти она
стала механизмом тотальной мобилизации и контроля. Партия осознавала, что
для создания нового, социалистического общества необходимо не просто
научить население читать, но и кардинально переформатировать его картину
мира, вытеснив традиционные, религиозные и «буржуазные» ценности. Таким
образом, ликбез стал не предпосылкой, а составной частью культурной
революции, направленной на утверждение монополии марксизма-ленинизма во
всех сферах сознания.
Политическая подоплёка кампании была очевидна с самого начала. Созданная в
1920 году Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации
безграмотности (ВЧК л/б), уже своим названием отсылавшая к карательному
органу (ВЧК), сигнализировала о чрезвычайном, мобилизационном характере
мероприятий. Методы работы комиссии сочетали принуждение и пропаганду.
С одной стороны, обучение было обязательным для военнослужащих, рабочих
государственных предприятий и членов профсоюзов под угрозой
административных взысканий. С другой — использовался мощный
идеологический аппарат: буквари и учебники строились не на абстрактных
примерах, а на лозунгах («Труд — основа мира», «Союз рабочих и крестьян
победит капитал»), биографиях революционных деятелей и критике
«эксплуататорских классов». Грамота становилась ключом к пониманию
единственно верного учения, а не средством для свободного поиска
информации.
Наиболее сложной задачей оказалась работа с крестьянством, которое
составляло свыше 80% населения и жило в парадигме патриархального,
циклического времени, чуждого линейному, прогрессистскому пафосу
большевиков. Крестьянин, как отмечали многие агрономы и учителя того
времени, был «прагматичным неучем»: он был готов признать пользу грамоты
только в том случае, если она приносила непосредственную выгоду —
помогала разобраться с инструкцией к сельхозмашине или защищала от обмана
при подсчёте налогов. Агитация же, призывавшая читать газеты о мировой
революции, часто вызывала отторжение. В донесениях с мест сообщалось, что
крестьяне на занятиях ликбеза могли демонстративно заниматься своими
делами или задавать неудобные вопросы: «А зачем мне читать про Ленина,
если моя корова дохнет от бескормицы?».
Несмотря на все трудности, к середине 1930-х годов кампания добилась
значительных количественных успехов. Уровень грамотности населения резко
вырос. Однако качественные последствия оказались противоречивыми. С одной
стороны, грамотность действительно стала мощным социальным лифтом,
позволившим выходцам из низов («выдвиженцам») занять места в партийном и
государственном аппарате, сменив старую интеллигенцию. С другой — была
создана не просвещённая, критически мыслящая личность, а «советский
человек», чьё мировоззрение было ограничено рамками официозной идеологии.
Умение читать использовалось не для знакомства с многообразием культурных
кодов, а для поглощения тщательно отфильтрованной информации,
производимой государством.
Таким образом, исторический парадокс ликбеза заключается в том, что, решив
задачу просвещения миллионов, он одновременно стал инструментом их
идеологической унификации. Борьба с неграмотностью обернулась борьбой с
альтернативными формами сознания, а грамота, бывшая в теории символом
свободы, на практике обернулась новой формой зависимости от единственного
разрешённого источника истины — партийного слова. Этот опыт
демонстрирует амбивалентность любых масштабных социальных проектов: их
результаты редко бывают однозначно позитивными или негативными, а
прогресс в одной области часто оплачивается регрессом в другой.
Вопросы к тексту:
Скачать ответы

9.1 Выберите, что является основной мыслью данного текста?
А. Кампания ликбеза была успешным просветительским проектом, который
позволил СССР догнать развитые страны по уровню образования населения.
Б. Историческое значение ликбеза заключается в его амбивалентности: будучи
формально прогрессивным, он стал инструментом идеологического контроля и
формирования ограниченного советского сознания.
В. Главной причиной сопротивления крестьянства кампании ликбеза была его
врождённая консервативность и неприятие любого новшества.
Г. Большевики совершили ошибку, использовав для ликбеза методы
принуждения, так как это вызвало широкое недовольство в обществе.
9.2 Какой обществоведческий термин наиболее точно характеризует
процесс, описанный в фразе: «…кардинально переформатировать
его картину мира, вытеснив традиционные, религиозные и
«буржуазные» ценности»?
А. Социальная стратификация;
Б. Политическая модернизация;
В. Идеологическая индоктринация;
Г. Правовая социализация;
Д. Культурная диффузия.
9.3 Согласно тексту, почему работа по ликбезу с крестьянством была
наиболее сложной?
А. Крестьяне в своей массе были неспособны к обучению из-за низкого уровня
развития.
Б. Крестьянское мировоззрение, основанное на прагматизме и цикличности,
противоречило целям и методам идеологической кампании.
В. Государство не выделяло достаточных ресурсов на образование в деревне,
концентрируясь на рабочих.
Г. Среди крестьян была сильна влияние эсеров, которые вели контрпропаганду
против ликбеза.
9.4 В чём, по мнению автора, заключается «исторический парадокс
ликбеза»?
А. Чем больше людей становились грамотными, тем сильнее снижался общий
культурный уровень страны.
Б. Орудие просвещения (грамота) было использовано для ограничения свободы
сознания и унификации мировоззрения.
В. Крестьяне, сопротивлявшиеся ликбезу, в итоге получили от него
максимальную выгоду.
Г. Проект, начатый с революционным энтузиазмом, очень скоро выродился в
бюрократическую рутину.
Скачать ответы

9.5 Какие из перечисленных ниже утверждений НАПРЯМУЮ
вытекают из содержания текста?
А. Большевики рассматривали традиционную религиозность как угрозу
строительству нового общества.
Б. Кампания ликбеза не достигла своих количественных показателей из-за
саботажа на местах.
В. Создание «советского человека» было осознанной и одной из ключевых
целей политики партии в сфере культуры.
Г. Сравнение ВЧК л/б с карательным органом проводилось современниками
для дискредитации её деятельности.
Желаем успехов!

1 1??? 1 класс МОУ СОШ №7